ТопЗвук Россия - сообщество о звукорежиссуре. #TopZvuk
Что нужно знать о бас гитарных кабинетах.
Как вы думаете, нравится ли бас-гитаристу ситуация, когда на сцене его инструмент звучит неразборчиво, бессвязно и неубедительно? И почему звукорежиссер убирает бас-гитару из порталов (и, следовательно, из микса) по причине того, что она звучит чересчур громко прямым звуком, а музыкант в то же время толком не слышит себя на сцене?
…Подобные вопросы я задавал себе сам, будучи бас-гитаристом. Тогда, в начале 80-х, я был счастливым обладателем полностью лампового усилителя BEAG венгерского производства, по слухам, скопированного с VOX и сделанного на знаменитых, доживших до нашего времени лампах ECC83 и EL34. Увы, его басовый кабинет содержал пару 15" динамиков… До BEAG я играл на собственноручно изготовленной колонке из шести советских громкоговорителей 4А28, диаметр которых приблизительно соответствовал 10«, и был абсолютно доволен ее звуком. Думаю, с подобным явлением столкнулся не один бас-гитарист.
В чем же суть проблемы? Ответ до банального прост — к озвучиванию электрогитар и бас-гитар нельзя подходить с точки зрения „аудифильных“ стандартов. Действительно, если проверить любой хорошо звучащий гитарный комбо-усилитель по параметрам линейности АЧХ, динамическому диапазону и коэффициенту нелинейных искажений, то ни один из них не выдержал бы этих тестов! Это именно тот случай, когда законы хорошего звучания работают против законов правильности звучания, причем как в случае с электрогитарой, так и с бас-гитарой.
Хотите вы того или нет, но огромные, низвергающие море субнизов 15- и 18-дюймовые динамики практически бесполезны в качестве ведущей силы сценического бас-гитарного кабинета. В это трудно поверить, но это так. И это доказали ведущие производители сценических басовых усилителей (не без помощи басистов). Первопроходцем в изменении ситуации четверть века назад выступила фирма Ampeg со своей моделью SVT. Чтобы прояснить ситуацию, давайте проанализируем факты с точки зрения музыканта на сцене.
Если вам нужен реально полновесный звук, который встряхнет стены большинства клубов и заставит танцующих двигаться в одном ритме со струнами бас-гитары, забудьте о децибелах, звуковом давлении и АЧХ кабинетов. Не смотрите на все эти инструкции и графики, потому что пришло время, руководствуясь простыми житейскими соображениями, обсудить преимущества и недостатки 10-, 15- и 18-дюймовых динамиков. Попробуем выяснить, какая из перечисленных конфигураций наиболее удачна с точки зрения достижения драйвового звука бас-гитары, используя в качестве измерителя единственный инструмент, которому стоит абсолютно доверять — собственные уши.
18-дюймовые гиганты ведут себя великолепно, когда они являются составной частью 3-4-полосных концертных звукоусилительных РА-систем, и с этим трудно не согласиться. В качестве портальных субвуферов они помогают воспроизвести весь спектр и связывают в единое целое середину и верха. Но для воспроизведения бас-гитары на сцене они чересчур „ватные“ и инертные. Кроме того, 18» вуферы выбрасывают звук баса далеко за пределы сцены. В типичной ситуации суб-НЧ почти не слышны, пока они не достигнут середины зала: волне требуется совершить хотя бы один полный период, чтобы стать слышимой. Длина волны ноты «ми» (открытая 4-я струна) при частоте 40 Гц составляет 8,5м. Представили себе бас-гитариста, стоящего на таком расстоянии от своего кабинета? Это означает одно: стоя на сцене перед колонкой, он едва слышит себя, тогда как звукорежиссер в центре зала вынужден убирать бас-гитарный фейдер, чтобы не быть раздавленным звуком баса. В подобных ситуациях кабинеты прямого излучения с 18" динамиками и всевозможные свернутые рупоры звучат рыхло и неразборчиво. Именно по этой причине стоит воздержаться от соблазна выйти поиграть на 18" «шкафах».
15-дюймовые «молодцы» обладают практически такой же дисперсией, что и их 18" старшие братья — чем дальше вы отходите от такого кабинета, тем громче и лучше он звучит. Проблема усугубляется тем, что практически все басисты предпочитают стоять близко к своей колонке. И кого снова травмируют басовые риффы? Правильно, звукорежиссера. Пятнадцатидюймовые динамики часто можно встретить парами в колонках, выполненных в виде прямо излучающего кабинета. Да, такая конфигурация стала классикой и применяется десятилетиями, но я редко встречал басиста, полностью удовлетворенного звучанием такого набора. Пытаясь поправить ситуацию, некоторые музыканты ставят в такие системы элитные динамики (в свое время мы применяли вуферы уже не существующей сегодня компании Gauss). Такая замена несколько улучшала тембр баса, особенно на малых громкостях, но кардинально проблему не решала — законы физики упорно не соглашались с нами. Вывод: подобные конфигурации кабинетов также не оптимальны для воспроизведения бас-гитары. Тогда какие же?
Ashdown ABM
Биампинговые «заморочки». Неудовлетворенные звуком, музыканты искали выход. Посещая гитарные магазины, они иногда получали совет от продавцов опробовать биампинговые усилители для получения «действительно аудиофильного звучания баса». Мы прослушивали кабинеты, в которых в разных вариациях совместно использовались 15«, 18» и 10" динамики, но все выглядело отлично лишь на бумаге. Действительно, в подобных двухкомпонентных системах за воспроизведение НЧ обычно отвечает 18" или 15" динамик, тогда как СЧ и ВЧ воспроизводил другой, обычно 10-дюймовый. Но тональный баланс такого кабинета страдал от фазовых и частотных искажений. Прежде всего, на частотах кроссовера кабинет звучал с провалом в спектре. Для биамп-кабинета также требовался двухканальный предусилитель и стереоусилитель мощности. Биампинговые бас-гитарные усилители оказались не совсем готовыми дать басистам искомый звук. Одно дело — трехполосная PA-система с выверенными и точно «сшитыми» цифровым кроссовером частотами раздела. Но бас-гитаре оказался не нужен такой высокий уровень манипуляции с частотными характеристиками. Ей требовалось более простое решение, звучащее убедительно. В принципе при тщательной отстройке подобной конфигурации (широкополосный кабинет из четырех 10" динамиков и второй кабинет с одним 15-18«) можно достичь более-менее удовлетворительного звучания. Однако настройка такого комплекса усложнена: сначала поднимаем громкость широкополосного кабинета до требуемого значения, корректируем тембр и лишь после этого по вкусу поддаем НЧ-компоненты, излучаемые 15»-18" вуфером, установив частоту кроссовера в районе 100…200 Гц.
Orange AD 200B 4x10+1x15
Сила «десяток». Парадокс состоит в том, что массив динамиков относительно небольшого диаметра выдает именно тот звук на сцене, к которому стремится большинство басистов. Вот в чем секрет настоящего бас-гитарного звука! Не в моих правилах призывать вас, уважаемые читатели, к слепой вере в слова и подгонять практику под теорию: анализ, только точный анализ позволит понять, почему именно такие кабинеты звучат лучше. Я заинтриговал? Теперь — доказательства.
Первое: вертикальный ряд из нескольких динамиков работает как своеобразный линейный массив, формируя направленный пучок звуковой энергии в области нижней середины — именно там, где звучание бас-гитары наиболее критично (что часто недооценивается начинающими бас-гитаристами, выстраивающими на эквалайзере кривую типа «птичка»).
Второе: общая площадь диффузоров восьми 10" динамиков (примерно 4000 см²) почти на 80% больше площади двух 15" вуферов (2200 см²) — в этом несложно убедиться. Значит, эффективность такого кабинета почти в два раза выше. Также учтем, что басисты любят контролировать свой инструмент по вибрационным ощущениям от своего аппарата.
Третье: массив из динамиков небольшого размера имеет резонансную частоту более низкую, чем резонансная частота отдельного динамика массива. Если один 10" драйвер имеет резонансную частоту 80 Гц, то резонанс восьми 10«, находящихся в одном боксе, понижается до 40…50 Гц.
Четвертое: 10» динамик по сравнению с 18" имеет более высокую жесткость диффузора, благодаря чему массив из небольших динамиков создает искомый всеми музыкантами kick bass («ударный бас»), причем тембр инструмента сохраняет свою целостность как на малой, так и на большой громкости.
Ларри Хартке и система, созданная им для Жако Пасториуса
И, наконец, пятое: полоса воспроизводимых частот 10" динамика может достигать нескольких килогерц, тогда как полоса 18" вуфера редко достигает 500 Гц без значительной неравномерности, и это позволяет более точно воспроизвести обертоны бас-гитары.
Все перечисленное, к чему конструкторы лучших басовых кабинетов часто приходили подсознательно, привело к тому, что четыре-восемь десятидюймовых динамиков выдают на сцене плотный, мощный, «мускулистый» и артикулированный звук. Для сомневающихся предлагаю поставить рядом два кабинета (8 x 10" и 2 x 18«) и просто сравнить звучание баса через них (на любой мощности).
Первой успешную конфигурацию нащупала более 25 лет назад компания Ampeg, выпустив монстроподобный аппарат марки SVT с 300-ваттным ламповым усилителем и двумя колонками формата 8 і 10» (16 динамиков!). Такой аппарат осуществлял отличный «массаж» басиста (звуковое давление 130 дБ, пиковая мощность кабинета 1,6 кВт) и стал неофициальным стандартом стадионных и клубных шоу. Иногда такой кабинет снабжается рупорным ВЧ-драйвером для передачи звона и лязга струн слэпового баса. Лучшие из таких кабинетов имеют разнообразные режимы включения и эффективные защиты.
Валерий Папченко.